Таинство крещения

Требования к желающим принять Крещение в монастыре Зосимова Пустынь.

 

 Зосимова пустынь:

 Крещение детей

  1. 1.  Родителям и восприемникам внимательно ознакомится со статьей «Практика участия в таинстве крещения» в разделе «О крещении детей» и проверить себя на наличие запретительных условий для восприемничества. Если все нормально, то в лавке монастыря взять материал по подготовке к исповеди и причастию. По возникшим вопросам можно подойти после вечерней службы к служащему священнику.

2. Если родители ребенка признают себя православными, но в действительности являются номинальными членами Церкви (невоцерковленные, так называемые «непрактикующие» христиане), для Крещения ребенка необходимо, чтобы оглашение (беседу со священником) прошли его родители и восприемники.Причина, по которой таинство крещения над ребенком может быть отложено до определенного времени: родители находятся в не зарегистрированном браке и при этом желают покрестить своих детей. См. раздел «Родители притворных христиан.»

3. В субботу вечером: Родители и крестные родители приходят на вечернюю службу, после которой  приступают к таинству исповеди. Матерям младенцев, можно вечером не приходить на исповедь, но обязательно это сделать утром в день крещения.

4. На воскресной Литургии: крестные родители подходят к Таинству Причастия, если они достаточно воцерковлены.

 

Крещение взрослых

  1. Взрослые, хотящие принять крещение, обязательно должны пройти предварительные беседы о вере и таинстве Крещения.
  2. Внимательно ознакомится со статьей «Практика участия в таинстве крещения», раздел для взрослых.

    3. Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно.

        В то же время, по древней традиции, у взрослого оглашенного может быть опытный в церковной жизни знакомый («крестный родитель»), который принимает участие в обучении новоначального и выступает как поручитель серьезности его намерений, свидетельствует перед Церковью о жизни новообращенного. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приема в Церковь.

 

ПРАКТИКА УЧАСТИЯ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

Введение 

      Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.

      Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Малополезно и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человекакоторый, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

      Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых — после подготовки к сознательному принятию Крещения.

      При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе обсуждаются в мотивы обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, предлагается помощь ему в осознании христианского смысла Таинства.  На второй беседе разбираются общие представления о христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Особое внимание должно акцентировать на необходимости изменения своей жизни в соответствии с Евангелием Христовым, после крещения.

      Прошедшим курс оглашения в храмах или в Духовно-просветительских центрах может выдаваться особое свидетельство, что позволит им принять Крещение в любом храме данной епархии.

 

 

 

  1.  Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения

 

1.1  О значении приготовления взрослых людей к принятию Крещения

 

      Оглашение (подготовку уверовавших людей к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Таинство Крещения[5].

      В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19, 20). В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что

      Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство.

      Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви особо подчеркивает

      каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации.

      Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.   «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

      Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, так как это является благом для духовного роста оглашенного[8].

      45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу).

      Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора).

      О негативных последствиях Крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митрополит Сурожский Антоний:

      Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?[9]

      Актуальность оглашения в настоящее время отмечается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом:

      Принятию церковного Таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации[10].

      …Считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения[11].

      В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви сказано, что человека, не желающего  посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно[12].

      Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

      Однако, с точки зрения православного богословия  Крещение не имеет значения для спасения крещеного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет[13].

      Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек — по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:

      Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе[14].

      Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициям и канонам Церкви.

      Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны предоставить такую возможность[15].

      Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, чтобы не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4:4)[16].

 

      1.2 Исповедально-доверительная беседа со священником

      В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению:       Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38).

      Перед совершением Таинства Крещения священник во время индивидуальной исповедальной беседы должен испытать совесть человека, желающего присоединиться к Православной Церкви:

      Грехи, которые были совершены до Крещения, должны быть исповеданы перед Крещением, с тем, чтобы креститься, раскаявшись и примирившись с Богом, со своей совестью, с ближним[22]…..

      Желающие принять Крещение во время такой беседы рассказывали о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь[24], что открывало возможность помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при стремлении принять Крещение ради сохранения здоровья).

      В современных условиях также необходимо выяснять, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения (см. раздел «Препятствия к принятию Крещения»). В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого[25] с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.

      Проводить исповедально-доверительную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва.

 

      1.3 Аскетические элементы подготовки к Крещению

      Уже на начальном этапе оглашения очень важно новообращенному человеку включить в свою личную жизнь следующее:

      — регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией;

      — ежедневную молитву;

      — посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода;

      — стремление к нравственной жизни по Евангелию. Очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия[57].

      Оглашенным следует соблюдать пост перед Крещением в течение 2–3 дней, а живущим в браке — накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к Таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам — без косметики и украшений).

 

      1.4 Условия допуска к Крещению

      К Крещению может быть допущен всякий человек, но при условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех верующих в Него людей и мира[58], и в Духа Святого, исходящего от Отца и подаваемого верующим через Сына. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет», — сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16:16; Мф. 28:19).

      Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения[59].

      1.5 Препятствия к принятию Крещения

      «Что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36)

      Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий[60]. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к Крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.

      Отказ в допуске к Крещению может быть обусловлен несколькими причинами. Некоторые из них относятся к абсолютным препятствиям (т. е. когда Крещение не может быть совершено ни при каких условиях). Другие препятствия можно отнести к условным, т. е. препятствующим к принятию Крещения лицам определенного духовно-нравственного устроения, и допускающим последующее Крещение этих лиц при изменении их отношения к догматам и правилам Православной Церкви.

Абсолютные препятствия к Крещению

      1. Неповторяемость Крещения.Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать, и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещеный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь:

      Невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры[61].

      Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11), последовавших лишь однажды.  Священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит прещению:       Епископ или пресвитер, аще по истине имеющаго крещение вновь окрестит… да будет извержен (47-е Апостольское правило). 

 

Условные препятствия к Крещению 

 

      1. Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви

      Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

      Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви:

      Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве[63].

 

2.  Убеждения оглашенного несовместимы с основными христианскими догматами

      Не допускаются к приему в Церковь те, кто не верует или неправильно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это — грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению[64].

      Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой православной веры является Никео-Цареградский Символ веры:

      Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме.

Искренне заблуждающимся или непросвещенным людям, нужно расстаться со своими иллюзиями и неправильным пониманием богословских вопросов

      Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т. п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви[65].

      Таким образом, Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры[66]:

      Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному (Толкование Вальсамона на 11-е правило Иппонского Собора).

      Оглашаемому, который сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, следует разобраться в  истинах православной веры.

 

3.   Отсутствие желания участвовать в церковной жизни

      Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно — благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

 

4. Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина

      Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности[67].

      Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше.

      Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий)[68].

      Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.

      Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия — «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский)[69], так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека:

      «Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения»[70].

      Блаженный Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика Крещения отказывающихся жить по христианским заповедям:

      Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха…

      С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения[71].

      К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

      — работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;

      — проституция, содержание публичных домов[72];

      — блудное сожительство (без регистрации брака)[73];

      — работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями[74];

      — все формы оккультизма: использование амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы[75].

      Перед принятием Крещения оглашенный приносит покаяние (см. раздел «Исповедально-доверительная беседа со священником») и выражает желание бороться со своими грехами:

      Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает[76].

      Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:

      Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей[77].

      Однако в случае совершения оглашенным во время оглашения тяжкого греха, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния[78].

 

      5. Неверные мотивы

      В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т. е. как приносящее «пользу» само по себе — без необходимости внутреннего перерождения человека.

      Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак.

      Несомненно, что Господь ограждает крещеного человека от различных бед, но это является, скорее, следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь.

      К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

      Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

      Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным — и по Крещении не дается[79].

      Поэтому Крещение лиц с неверными мотивами, имеющих лишь порыв «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» необходимо отсрочить.

      Тем более невозможно Крещение человека, желающего креститься из корыстных побуждений:

      Смотри, не приходи к крещающим (священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить[80].

Отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства будет вполне верным решением.

     

  1. О крещении детей 

      Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 14 лет, желающие принять Таинство Крещения.

  1. Крещение детей родителей-христиан 

      Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.

      Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду Крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).

      Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя[91], которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания:

      Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст[92]. 

 

  1. Крещение детей нехристиан 

2.1 Крещение детей, один из родителей которых неправославный христианин или неверующий

      Разрешается Крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином[93].

2.2 Родители-язычники

      Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:

      Священник аще крестит турчину детищ… да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

В Византии случалось, что мусульмане обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей в суеверном убеждении, будто от крещеных детей будет отогнан злой дух и не будет неприятного запаха. Константинопольский Синод не признал действительность такого Крещения, потому что родители этих детей не верили православно (и потому не было исполнено библейское требование «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16)), а воспринимали Крещение своих детей как некое «телесное лекарство» и чародейство[94].

2.3 Родители — притворные христиане

      Не крестятся дети притворных христиан:

      Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати, или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою обратится и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличити и исправити: сего принимати и крещати детей его, и утверждати их в отвержении еврейских умышлений. Аще не таковы будут: отнюдь не приимати их (8-е правило VII Вселенского собора).

      Действие этого канона может распространяться и на тех мнимых христиан, которые не исповедуют православную веру в Святую Троицу, не признают божества Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию и монашество, отвергают Таинства (прежде всего — Исповедь и Причащение), почитание икон, мощей и креста, и не верят в загробную жизнь.

Таким родителям необходимо пройти особые пастырские беседы, раскрывающие догматы Православной Церкви и помогающие приобщиться к полноте церковной жизни (вследствие чего и откроется возможность Крещения их детей).

 

3. Восприемники младенцев

      В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).

      Родителям и восприемникам крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует выслушать разъяснительные беседы (как минимум — одну беседу)[95]:

      Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность… И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном[96].

      Огласительные беседы с родителями и восприемниками проводятся заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения.

 

3.1 Советы о воспитании младенца и его воцерковлении

      Восприемникам следует напомнить о необходимости приходить с ребенком в храм для молитвы (т. е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость.

      Родители и восприемники призваны научить ребёнка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение.

      Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказывать о деятельности приходской воскресной школы для детей.

3.2 Рекомендации по выбору икон и книг, которые восприемники могут дарить крестнику

      Во время беседы с родителями и восприемниками младенца им необходимо напоминать о необходимости приобретения для ребенка иконы его Небесного покровителя, а также православной литературы:

      — Детский молитвослов;

      — Детская Библия;

      — Закон Божий;

      — Жития святых для детей.

 3.3 Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:

      — желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте;

      — воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.

      Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):

      — неверующие, некрещеные и инославные христиане (христиане другого исповедания: члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т. д.);

      — совершенно несведущие в православной верене имеющие опыта церковной жизни (не бывающие на исповеди и причастии) и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;

      — лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;

      — родители крещаемого младенца;

      — монашествующие;

      — малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы);

      — потерявшие рассудок,

      — преступники и явные грешники (пребывающие в блудном сожительстве - «гражданском» браке без регистрации, практикующие магию и т. д.).

 

3.4 О личном участии восприемника в Таинстве Крещения младенца

      Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока. Отдельные исключительные случаи только подтверждают общее правило:

      Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества.

      Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку.

      При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника[101].

 

3.5 О возможности вступления в брак восприемников одного младенца

            Тем не менее, по установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами.

      Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея[104].

      Такой практике соответствуют и условия современной жизни, ведь при возникновении различного рода обстоятельств (например, смены места жительства) оба супруга-восприемника могут совершенно потерять связь с семьей восприемника, и тот останется фактически без духовной опеки крестных родителей.